Изучаем иностранный язык перед сном

Заказать звонок
Закрыть
Укажите Ваш контактный телефон
Укажите Ваше имя
Я даю своё согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.
Существует мнение, что заучивание иностранных слов, да и любой другой необходимой информации перед сном способствует ее лучшему запоминанию. Правда ли это? Оказывается что – это не просто слухи. В этой области проведены многочисленные эксперименты и исследования.
 
Существует немало методик, способствующих тренировке памяти и увеличению объема материала, который человек способен запомнить. Одной из них является использование сна вместо зубрешки. Доказано, что сон помогает закрепить изученный материал.
 
Изучение предмета во сне
 
Зачастую ученики, особенно старшей школы, абитуриенты, экзаменуемые или просто жаждущие, как можно быстрее и больше запомнить мучают себя зазубриванием текстов, дат, событий, иностранных слов. Однако такой метод не только малоэффективен, но и утомителен для мозга. А вот в период отдыха приходят в действие определенные мозговые процессы, которые закрепляют усвоенную информацию, узнанную перед сном. Это происходит благодаря проекции данных в гиппокамп – часть мозга, отвечающую за консолидацию памяти. Другими словами, сон способствует переходу нужной информации из кратковременной памяти в долговременную.
 
Вудворт и его коллега Г. Шлосберг провели ряд исследований на тему, касающуюся памяти и влиянии на нее сна. Они доказали, что обучение, после которого следует сон, является более эффективным в плане запоминания выученного материала. И напротив, если ученик много уделяет времени на зубрешку и совсем мало спит, то показатели его умственной деятельности значительно снижаются, мозг переутомляется, а заученные данные не переходят в долговременную память. К тому же хроническое недосыпание и дефицит отдыха приводят организм к физическому, психологическому и моральному истощению, что крайне негативно влияет и на способность запоминать.
 
Из этого следует, что для того, чтобы расширить свои возможности в плане увеличения и усвоения запоминаемого материала необходимо уделять время для полноценного отдыха. А нужную для фиксации информацию стоит усваивать непосредственно перед тем, как лечь спать.
 
Что такое гипнопедия
 
Новая методика обучения в период сна называется «гипнопедией». Это слово с греческого языка переводится, как сон (hypnos) и обучение (paideia). Существуют данные, что этим способом запоминания пользовались еще древние индусы, когда своим ученикам, пока те спали, монахи-буддисты читали из рукописных свитков.
 
Уже в ХХ веке гипнопедия заинтересовала российских ученых после проведенного эксперимента: трем девочкам во время отдыха читали истории из детских книжек, и когда те проснулись, то каждая рассказывала сон, который был очень похож на прочитанную ей сказку. Такой феномен привлек интерес отечественных ученых, и опыты с успехом продолжились. Как, например, исследования профессора Абрама Моисеевича Свядоща, выдающегося российского психиатра, подтвердили версию о том, что мозг человека способен воспринимать услышанную информацию во сне и воспроизводить ее после того, как проснется.
 
Наряду с опытами А. М. Свядоща осуществлялись эксперименты в этой же области Леонидом Андреевичем Близниченко, ученым и кандидатом филологических наук. Он считал, что время на сон можно и нужно использовать более плодотворно, чем просто отдыхать. Например, пока человек спит он может слышать и запоминать лексическое значение слов, термины, иностранный язык.
 
Близниченко стал автором книги « Ввод и закрепление информации в памяти человека во время естественного сна». Его методика предлагает следующие шаги для консолидации информации:
 
  1. Прочитать нужный для запоминания материал.
  2. Прослушать запись на диктофоне, громко и внятно повторяя за голосом диктора (все проводится под сопровождение тихой и спокойной мелодии).
  3. Лечь спать через 15 минут.
  4. Запись текста продолжает начитываться. При этом звук становится тише с каждым последующим прослушиванием.
  5. Для пробуждения спящего вместо будильника вновь включается диктофон.
  6. Проводится контрольный опрос для проверки усвоенного материала.
 
Такой эксперимент показал, что более 90% испытуемых запомнили все, что слышали перед и во время сна. При этом ученый не отрицает, что изучать предметы нужно и в течение дня в период бодрствования, что является неотъемлемой частью достижения успеха.
 
Интересным и немаловажным фактом является тот момент, что мужчинами лучше воспринимается женский голос диктора, а женщинами, наоборот, мужской. Также Леонид Андреевич заметил, что гипнопедией не стоит увлекаться самостоятельно, так как запись своего же голоса на диктофон и произведение его ночью может привести к нервному расстройству и повлечь за собой нарушение сна.
 
Среди ученых нашлись и противники такой методики, уверяя, что человеческий мозг должен иметь полноценный отдых во сне. Но если это опасение не оправдано, то гипнопедия способна увеличить мозговой ресурс более чем на 30%. Секрет эффективности логопедии состоит в том, что данные сначала поступают в отдел мозга, где они сохраняются непродолжительное время, а затем переходят в долгосрочную память, объем которой не имеет ограничений. Так вот, переход и сохранение лучше происходит тогда, когда мозг не отвлечен посторонними действиями, то есть во время полноценного отдыха.
 
Как гласит народная пословица «в бою все средства хороши». И если очень хочется выучить иностранный, а память подводит, то почему бы не испытать на себе результативность данной методики?
2013 - 2017 © Олимп
Создание сайта компания «Бихайв»